?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Трагическая история с элементами фарса, вооружённой преступностью, завистью, коварством, предательством и, естественно, хоккеем.

Если кто не в курсе, в далёком 1993 году руководство команды Питтсбург Пингвинз заключило соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве с московским ЦСКА. "Русские Пингвины" просуществовали недолго, но оставили яркий след в криминальной истории хоккея.

На днях я раскопал на сайте PBS (образовательный телеканал США) уникальное интервью со Стивеном Уоршо, тогдашним представителем Питтсбург Пингвинз в России.
Интервью было взято в 1999 году, общая ситуация в российском хоккее с тех пор во многом изменилась. Но мнение очевидца и непосредственного участника тех событий по-прежнему интересно любителям хоккея.

При переводе я старался держаться как можно ближе к оригиналу, поэтому некоторые моменты интервью звучат не совсем по-русски. Мои немногочисленные комментарии - в квадратных скобках.

- Многие годы ЦСКА славился одними из величайших игроков в истории хоккея. С чем Вы столкнулись когда оказались в России?
- Когда мы попали в команду, ЦСКА был в настолько ужасном финансовом положении, что не мог позволить купить новую хоккейную форму для команды. У них был один комплект формы на 6 команд. Скажем, одна команда заканчивает тренировку и передаёт свои потные свитера следующей команде. Я не могу описать ужасный запах, стоявший в раздевалке. Его можно было почувствовать во Владивостоке, на Восточном побережье России.
ССМ (американская компания по производству спортивного оборудования) пришла нам на помощь и обеспечила свитерами все наши команды. Юниоров, главные команды. Отличными свитерами. Мы купили стиральную машину и у хоккеистов появилось желание стирать форму после каждой игры. Получив новые свитера и стиральную машину, все вдруг вспомнили о гигиене.

- Что произошло с российскими хоккеистами предыдущих поколений? Я имею в виду звёзд хоккея. В каком состоянии они были тогда?
- Ситуация была плачевная. Они жили на пенсию в 5-10 долларов в месяц.

- И это были их Гретцки?
- Великие хоккеисты. Сравнимые с такими нашими звёздами как Эспозито, Орр, Бьюсик, [Горди] Хоу. Правительство просто бросило их на произвол судьбы. Зачастую, они появлялись на стадионе пьяными. Жутко пьяными, чтобы хоть как-то пережить суровые зимы. Никого не заботило где они живут и это было ужасно.
Например, Викулову, одной из легенд ЦСКА, дважды Олимпийскому чемпиону, перед одной из игр медведь откусил палец. Медведь участвовал в предыгровой развлекательной программе, Викулов был пьян и толкал медведя, приговаривая: "Плохой медведь". Всё это кончилось откушенным пальцем.
Об игроках [закончивших карьеру] не проявлялось никакой заботы. Должна же существовать какая-то правительственная программа для поддержки легенд хоккея!

- Как Вам удалось вывести ситуацию в Российском хоккее из того ужасного состояния до блеска?
- На самом деле это оказалось легко, просто до нас это никто не пытался делать. Сравнивать было не с чем, поэтому у нас была полная свобода действий. Тренер ЦСКА Виктор Тихонов поначалу пытался удержать нас от проведения некоторых рекламных акций. Прошло около месяца прежде чем они разрешили нам организовать всё что мы планировали.

- А что Вы планировали?
- Например, мы хотели чтобы на матче открытия сезона женщина спустилась [с потолка стадиона] по канату и передала шайбу судье для вбрасывания. И я помню как Тихонов сказал мне: "Я это разрешу только если ты сам спустишься по канату". Я ответил: "ОК, я это сделаю, я умею карабкаться по канату". На что Тихонов сказал: "Хорошо. Только я буду сидеть под крышей с ножницами".
У него было хорошо развитое чувство юмора. Поначалу наши культурные различия были большой проблемой, но со временем он тоже увлеклись нашими безумными идеями.

- Расскажите о Ваших безумных идеях, что Вы там ещё придумали?
- Поначалу стадион был почти пуст и нам надо было его заполнить как можно быстрее.
Все любят пиво, весь мир. Поэтому во время игр, с помощью нашего спонсора Iron City Beer, мы бесплатно раздавали пиво. У нас выступали стриптизёрши, в общем у нас были все элементы, которые привлекают мужчин.
Как только стадион стал заполняться, мы переключили внимание на семьи. После этого мы могли идти за спонсорством к Диснею.
Мы отказались от сумасшедших идей и стали заниматься профессиональным маркетингом. Во время каждой игры наши болельщики получали что-то дополнительное. Мы разыгрывали машины от Крайслера. С помощью авиакомпании Дельта мы разыгрывали поездки в США на финал Кубка Стэнли. Многие спонсоры хотели с нами работать, и мы разыгрывали довольно серьёзные призы.
Даже в неигровые дни мы раздавали бесплатный крем для бритья и станки от Жилетта. И этого было достаточно чтобы привлечь болельщиков.

- И почему всё изменилось к худшему?
- У нас слишком хорошо всё шло. И это привлекло внимание криминалитета. Они стали появляться на наших играх, выживать спонсоров из их лож. Это была действительно большая проблема: слишком много желающих, слишком мало лож. Наши партнёры, Виктор Тихонов и Валерий Гущин, боялись конфронтации с мафией.

- Мафия, настоящие бандиты?
- Это были люди с обрезами под плащами, курящие в кулак - как из кино.
С одной стороны, мы привлекли капитал, и это было хорошей новостью. К сожалению, это были тяжёлые люди. Я предложил: "Пусть они построят свои ложи, не думаю что для них будет проблемой выложить 20-30 тысяч долларов за сезон". На что мои партнёры ответили: "Иди и сам спрашивай у них деньги. Потому что после этого ты будешь болтаться под крышей стадиона, подвешенный за пальцы"

- Когда Вы впервые столкнулись с опасностью криминальной ситуации в России?
- У меня лично сердце замерло от страха, когда в конце второго сезона один из партнёров мафии подошёл ко мне и предложил работу. Уйти из Питтсбург Пингвинз и работать на них, потому что раз я уже в России, им больше не нужны американцы.
Я спросил через переводчика (бандит ни слова не говорил по-английски): сколько они собираются мне платить? Когда я услышал ответ и сказал что этого недостаточно, тот засмеялся и сказал что моё убийство им обойдётся всего в 6500 долларов.
Я переспросил: "6500? За меня? Я не стою больше 3000." Бандит засмеялся, позвал меня выпить с ним и до конца вечера разговаривал на чистейшем английском. Больше я его никогда не видел.

- Убить Вас всего за 6500 долларов?
- Да, всего.

- Вы упомянули, что видели мафию на хоккейных играх. Как Вы определили что они мафиози? Они не были одеты в свитера команды?
- Я думаю их выдавали ружья.

- Ружья?
- Обрезы, которые они держали сбоку под плащом. Они всегда ходили группами. Прекрасно одетые бизнесмены. Прекрасно одетые и с охраной. Они приезжали на лимузинах с затенёнными окнами, игнорировали наши правила парковки, игнорировали наши правила курения, игнорировали всё.
Наши партнёры просто сказали: не вмешивайся, мы сами с ними всё уладим. Я даже не знаю - то ли мафия им приплачивала, то ли они были просто напуганы. И это стало проблемой.

- Как далеко они пошли в захвате корпоративных лож? Что там происходило?
- Мы не успевали строить ложи. Сначала их у нас было 8 и мы быстро распродали их таким корпорациям как Ernst and Young, Delta, Philip Morris, Coca Cola, спонсорам. И их просто выгнали из лож.
Сначала я думал что это хорошая проблема [показатель спроса], пока не понял что мы физически не успеваем построить больше лож. Нам приходилось редактировать соглашения со спонсорами, и даже после этого мы не могли выплнять их условия, потому что мафия захватывала все лучшие места.

- То есть они просто заходили в ложу
- И захватывали её.

- Наставляли пистолет и говорили "Убирайся"?
- Они говорили "Это наша ложа. Убирайтесь отсюда".
У нас была ситуация, когда спонсоры из Nike прилетали из Германии и Бивертауна и я в срочном порядке в 2 часа ночи нанял художника, чтобы нарисовать лого Nike на льду. Это было частью спонсорского соглашения.
В 8 утра лого было вырезано из льда нашими партнёрами. Я спросил: "Что вы делаете? Это же 100000 долларов, половина из них ваша!" Они сказали, что у них никто не спросил разрешения. И тогда я осознал насколько велика проблема.

- Что насчёт убийств, насколько близки к хоккею они были?
- Это было страшно. В течение полугода были убиты: хоккеист Александр Осадчий, выбранный Сан-Хозе на драфте, помощник тренера Владимир Бувич [?] и фотограф команды Феликс Оливьёв [?]. Двоих из них убили чисто по-мафиозному: 5 пуль в голову, на глазах у жён.
От чего умер хоккеист никто до сих пор не знает. Он умер в своей квартире.

- Когда Вы узнали что это часть ведения бизнеса в России?
- Подобное всегда существовало. Там, где капитализм только зарождается, появляются новые возможности для криминалитета. Вспомните 20-е годы в Чикаго, Сухой закон, Дикий Запад. Это беззаконие.
Я видел как владельца киоска выволокли на улицу и стали избивать 4 мужиков, потому что он не заплатил 20% мафии.
Большинство мафий, как известно, контролируют определённые отрасли. Строительство, перевозки, рыбную ловлю, контрактные услуги.
Однако в России мафия не производит ничего. Они только отнимают. И при этом требуют 20% прибыли. И налоговая полиция требует денег. И мелкие жулики требуют денег.
Для компаний стало практически невозможно получать прибыль. Потому что импортировать банку пива или плитку шоколада обойдётся дороже чем продать.

- То есть, Ваши впечатляющие маркетинговые успехи были сведены на нет буквально за несколько месяцев?
- У нас было два прекрасных сезона, мы получили хорошую прессу во всём мире.
Немецкое телевидение, канадское телевидение, мы очень высоко котировались на американском.
Дисней вошёл в долю. Я думаю огромной частью успеха было то, что Дисней стал нашим партнёром.
Проблемой было то что к концу второго сезона все [наши партнёры] решили что достаточно узнали от нас и мы им больше не нужны. Зачем отдавать нам 50% когда можно забрать всё. К концу второго сезона мы поняли что мы уже "призраки", мы мертвы.

- Кто мы?
- Питтсбург Пингвинз

- Кому-нибудь приходило в голову просто сказать этим людям чтоб они убрались?
- Там так не принято. Это их страна.
Сталин, Брежнев, Ленин и все остальные вдалбливали россиянам что мы империалистические капиталистические собаки.
Мы должны были вести себя идеально. Мы должны были уважать власть, мы должны были уважать всех
Одной из причин нашего успеха было то, что мы показали уважение к ушедшим легендам ЦСКА. Людям, не получившим и червонца от правительства. Мы вывесили их номера [на стадионе], мы пригласили их вдов на лёд, их детей.
Напомню, в России хоккей никогда не был об индивидуальных игроках, всегда о команде. Это была система, это была машина. Дьявольская машина, которая обезличивала людей.
Мы начали прививать людям гуманизм. Учить их показывать человеческую сторону. Через рекламные акции, развлечения на наших играх. Мне кажется всё это было слишком хорошо и слишком скоро.

- О чём Вы подумали когда появились люди с оружием?
- Мне стало интересно, это у них Калашниковы или американское оружие, я поначалу не знал.
Я наивно пошёл к большим людям, которые захватили ложу Филип Морриса, и спросил могу ли я им чем-то помочь? Они посмеялись надо мной.
Я взял с собой 8-летнего сына Сергея Старикова, полагая что они ничего со мной не сделают на глазах у ребёнка. И мальчик сказал мне: "Стивен, я не думаю что ты хочешь знать что они сейчас говорят по-русски". Я сказал: "Нет, переведи мне".
Там я понял что мы слишком быстро достигли популярности и ничто не защищало нас от криминального элемента. У нас конечно была охрана, но поймите: охрана в России, полиция - неэффективны против новых богачей, новых русских. У них своя собственная охрана, которая заходит в здание заранее, всё проверяет, удостоверяется, что большим людям можно безопасно прийти.

- Я слышал что они даже купили место для рекламы на хоккейных бортах. Зачем им это?
- Это действительно было очень странно.
Мы договорились с партнёрами, что мы продаём 80% рекламы на бортах, а они - остальные 20%. Потому что мы хотели получить российских спонсоров, а не только международные корпорации.
Во время одной игры я смотрю вниз и вижу рекламу компании, о которой никогда не слышал. Я спросил одного из партнёров - кто это? Что они выпускают? Он ответил - не задавай вопросы, а то тебя подвесят за пальцы под потолком.
Это стало лёгким выходом из положения для них: если появляется проблема - виновата мафия. Поэтому мы не были уверены - это 100%-ная мафия, 50% мафии или просто жадность наших партнёров. Мы так никогда и не узнали правду.

- Вы говорите о Тихонове и Гущине?
- Да

- Да, это не бойскауты
- Согласен

- Крутые ребята
- Неисправимые коммунисты

- Насколько большой частью проблемы были они?
- Думаю что поначалу им пришлось поступиться гордостью и взять деньги у Питтсбург Пингвинз.
Почему-то их сильно уязвило что нам удалось заполнить стадион. Конечно они были рады заработать денег, но были расстроены тем что для этого понадобились американцы. Чтобы показать им как это делается. Я думаю что успех нам сильно повредил. Всё произошло слишком быстро.
Помню одну замечательную историю. Когда я только приехал в Россию, Валерий Гущин сказал: "Даже Христос не смог бы заполнить этот стадион". Буквально через пару месяцев, в игре против Динамо, стадион был переполнен. Я подошёл к нему и спросил: "Тут не проходил парень с длинными волосами и в сандалиях?" Гущин даже не рассмеялся.
Не то чтобы в России не понимают юмора ... Просто, как ни страшны бы ни были вражеские группировки, они всё равно ближе чем американцы

- Как эта ситуация повлияла на непродолжительный хоккейный Ренессанс в России?
- Оно убило будущее хоккея в России и сотрудничество между НХЛ и Россией.
Потому что Детройт Ред Уингз внимательно следили за нами. Майлк Илич, которому принадлежат [сеть ресторанов быстрого питания] Литтл Сезарс и [хоккейная команда] Детройт Ред Уингз, к тому времени купил ресторан в Праге и подумывал о Москве, и мы прикинули [что хоккей] был бы идеальным вариантом для выхода его пиццы на новый рынок.
Они послали сотрудников в Москву для приобретения команды Крылья Советов, или Совьет Уингз. Идеальная пара для Ред Уингз. Но Крылья пожадничали. Жадность вообще похоже является проблемой в России. Крылья запросили 5 миллионов долларов. Ред Уингз предложили 1 миллион. Что на миллион больше чем мы дали ЦСКА (мы им дали только деньги на маркетинг и наш опыт). Крылья отказались. Они пожадничали, не взяли миллион, и сегодня они по уши в долгах.
Наибольшая трагедия во всём этом: все следили как пойдёт дело между Пингвинз и ЦСКА, если оно увенчается успехом, то возможно у каждой элитной российской команды будет команда-партнёр в НХЛ. Но они убили курицу несущую золотые яички.

- Разве НХЛ точно так же не убила золотую курицу, забрав всех лучших хоккеистов, выращенных советской системой, и не сделав ничего, чтобы помочь вырастить новые поколения российских хоккеистов?
- Я думаю, НХЛ потеряла совесть. Лига пренебрегла правилом "вырасти новые деревья взамен выкорчеванных".
Это ничем не отличается от какой-нибудь жадной целлюлозно-бумажной компании, которая уничтожает целый лес, а затем просто переходит на следующий лес.
Я считаю что политика НХЛ очень близорука, учитывая что почти 20% хоккеистов лиги из стран бывшего Советского Союза, в том числе и лучшие хоккеисты мира.
Менталитет американского бизнеса - это рубить и жечь, насиловать и опустошать, всё что угодно для достижения запланированных показателей к ежеквартальному совещанию акционеров. У них у всех, от комиссионера лиги до генеральных менеджеров команд, одна задача - добиться показателей в следующем квартале. Они не думают на 5-10 лет вперёд.
Россия была фермой для НХЛ. И сейчас ферма опустошена.

[От себя лишь добавлю, что российскому хоккею понадобились долгие годы и миллионы нефтедолларов, чтобы выбраться из той ужасной дыры]

OCTPOB

и окружающая его среда

Октябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
Разработано LiveJournal.com